Увидеть Босфор
~
Был типичный офисный день

Обычная, ничем не примечательная среда.
Активные встречи завершились к обеду, и теперь мы с коллегами выполняли мелкие, но все еще важные задачки из бэклога-2024. Общения друг с другом не требовалось.

Пальцы бодрой рысью неслись по прерии клавиатуры, мышка переключала окно с писем в аутлуке на презентацию, затем на рабочий стол и снова в аутлук. Изредка глаза убегали в смартфон: за порцией новых мемов, новостями и прогнозом погоды на вечер. В ушах тихонько напевал Фрэнк Синатра. Рекомендации Яндекс музыки понемногу смещались в сторону Merry Christmas.

А прогноз погоды не сулил ничего интересного. За окном была поздненоябрьская Москва, скупая уже на яркие краски осенней листвы, и еще не готовая одарить белоснежным покровом.

Когда мне оставалось закрыть два отчета, телефон заморгал входящим сообщением. Звонила Юля, секретарь гендира. Опять, наверное, по закрытию месяца вопросы.

-- Да, Юль?
-- Саш! У тебя загран есть?
-- Есть
-- Действующий?
-- Секунду

Я открыл ключом ящик-сейф в столе, вытащил толстую папку с документами. Недавний переезд вынудил временно все ценное перетащить на работу.

-- Да, до 27-го года
-- Отлично! Перезвоню

Я вернулся к отчету, соображая параллельно, что таится за внезапным допросом. Через пару минут дверь распахнулась и Юля, сдувая прядь волос, торжественно воцарилась у стола. Затем показала мне и моему руку, что надо ненадолго снять наушники.

-- Саша, завтра одним днем летишь в Стамбул. Вылет в 7 утра, билет сейчас оформляем.

Я прокашлялся. Маша, начальник управления, вопросительно посмотрела на Юлю.

– А меня не нужно спросить?
– Нет, – отрезала секретарь. Она эффектно повернула в сторону выхода, потом еще один поворот головы:

– Сорян, ребят, это распоряжение главного

x x x

Я подпер рукой подбородок и посмотрел на Машу. Она ухмыльнулась и развела руками.

– Люблю поездки. Люблю спонтанные поездки, - я осмысливал ситуацию, - Но тут какое-то "спонтанище". Выспаться в ближайшие сутки не получится. Ночью в аэропорт, ночью – из аэропорта.

– Грех тебе жаловаться, – упрекнула Маша. – У нас перелеты свыше 4 часов это бизнес-класс, на секундочку

-- Ага. Если б еще умел спать в самолетах...

Мы оба помнили, что я только вернулся из недельной командировки по России, где ритм сна и бодрствования сбил окончательно. Почему нужно было выдергивать человека сейчас и одним днем, без права ночевки, отправлять в Стамбул?

– Надо передать ОЧЕНЬ важные и ОЧЕНЬ срочные документы, которые заберет коллега из Швейцарии. Она будет лететь в Стамбул в это же время. А потом их отправят еще дальше. DHL наши сроки не потянет, – отчеканила нам Юля, теперь по громкой связи.

Маша поняла, что бодаться бесполезно.

– Ну, надо выручать, - сказала мне, - четверг может до обеда отоспишься?

Прозвучало как план.
Что же, снова врубаем режим "командировочный". В нем хватает своих плюсов, особенно для такого travel addicted crazy.

xxx

До регистрации на рейс оставалось каких-то 6 часов. Мне нужно было купить валюту, заскочить в продуктовый, собраться и хотя бы час оставить мозг в покое от потока мыслей.

В отделении Райфа, по счастью, не было уже никого, кроме менеджера и кассира.

– Мне нужно 300 евро
– Извините, евро временно нет в наличии
– Доллары?
– Доллары есть. Курс вот такой, – кассир протянула в окно расчет
– Деваться некуда, – резюмировал я, кисло глядя на соотношение рубля и бакса
– Если подождете 10 минут, выиграете 200 рублей
– Спасибо, тоже деньги

Ожидая, я изучил роуминг в Билайн, время поездки на такси до Шереметьево и начал штудировать статьи вроде "как узнать Стамбул за полдня".

Телефон замигал, звонил отец. Завтра у него день рождения. Вот же удивлю сейчас.

– Как дела? - спросил он негромким голосом
– Да вот, не поверишь, лечу ночью в Стамбул
– А что там?
– Пока и сам не знаю. Служебное задание, важная встреча. Расскажу потом. Как там подготовка к дню рождения?

Отец взял паузу:
– умер Владимир Иванович. Завтра прощание.

Владимир Иванович был другом и заодно лечащим семейным врачом.

– Что случилось?
– Внезапно, сердце

Мы помолчали.
– Ты там береги себя, - сказал отец. – Напиши как долетишь.
– Конечно.

Что можно сказать в такие минуты. Взрослые уходят. Взрослым становишься ты сам.

Переводя разговор, спросил отца:
– Ты во сколько родился, кстати?
– Около четырех. А что?
– Да интересно. Я в 4 дня, ты в 4 утра..

Кассир постучала в окошко:
– Курс изменился. Только мелких нет. По 100 долларов возьмете?
– Да разницы нету, конечно

Мы оба не знали, что лучше было взять мелкими.


Когда всё пошло не по плану

Вообще-то в поездках у меня обычно всё как запланировал. Билеты, отели бронирую зарнее, выезжаю из дома с запасом, в дорожной сумке всегда всё необходимое для разных ситуаций.

Вылет из Москвы был в 7 утра. Значит, в аэропорт приеду к четырем, проведу время в бизнес-зале ожидания, который тоже включен в стоимость билета.

В магазине я купил "Алёнку". Моя неизменная традиция брать за границу местные сувениры. Выручали, и не раз.

Последний случай в Будапеште. Декабрь 21-го, разгар "омикрона" – в магазины, транспорт без маски не зайдешь. А там, в центре Будапешта, уже открылись рождественские ярмарки: горячий трдельник, вкусный глинтвейн, новогодняя музыка, сувениры, гирлянды. Вот это вот всё.. А меня не пускают. Нет европейской прививки. И только когда в охране сменилась девушка, я повторно решился пройти внутрь. Уж и не знаю, моя улыбка или "Алёнки" спасли ситуацию, но на ярмарку я проник и сувениры купил.

И вот, спустя три долгих года, снова за границу.

Мне оставался час на ужин и сборы, и 2-3 часа на сон. Всему я научился в командировках, но только не спать по расчету.
От силы выключился на час, и то ладно.

В три я затянул молнию на чемодане. Он как раз войдет в ручную кладь.
Сделал фото двора, чтобы сравнить его с таким же фото ровно через сутки. Интересно, чем наполнится моя жизнь в эти 24 часа. Но точно будет ярче и интересней, чем "день сурка" в офисной рутине.

x x x

Я вышел из такси и немного помёрз перед входом в терминал C Шереметьево. Пять минут – и сон как рукой сняло. Пройдя регистрацию и паспортный контроль, я нашел бизнес-зал "Малевич".

Сказать, что здесь царило веселье, стало бы преувеличением.

Люди спали в самых разных позах, на диванах и креслах. Сонливые бармены и уборщики неспешно выполняли свою работу, переключаясь на соцсети. Мне спать не хотелось, да и есть тоже. Даже не тянуло на кофе.

Я прошелся по длинному бизнес-залу, уже украшенному в новогоднюю символику.
– Не желаете вина? - спросил бармен на всякий случай.

Я посмотрел на часы и улыбнулся.
– А почему бы и нет?

Было самое время поздравить папу с днем рождения.
Когда бы я еще я это сделал в пятом часу утра?

Написал что-то привычное. Потом стер, потом еще раз.. В итоге, после пожеланий здоровья и удачи, получилось:

"Перенял у тебя дух путешествий и авантюризма. Сохраняй его в себе как можно дольше".

x x x
Для кого-то пребывание в аэропорту всего лишь часть перемещения из точки А в точку Б. Для меня же – отдельная точка жизни. Из таких точек кривая соединяет яркие впечатления прожитых дней. Аэропорты, самолёты, новые города.

Я занял место возле окна. Мимо шла на посадку вереница людей, в которой выделялась компания веселых девушек восточной внешности. Возможно, девчонки были из Казани. Мы переглянулись с одной из них. Интересно, зачем летят в Стамбул и насколько. Может, еще увидимся в городе.

И взлёт самолета – незабываемое ощущение.
Люблю этот момент, когда лайнер выруливает на посадку, в салоне гаснет свет, и от рёва турбореактивных двигателей сердце начинает биться сильнее. От необъяснимого восторга. Ты вроде сам в этом не участвуешь, но как зритель переживаешь смену положений: от прямоходящего по земле до парящего над ней.

Я откинулся в широкое кресло Боинга.

... Самолет плавно набирал высоту, и, в зависимости от высоты и времени полета, менялись картинки в иллюминаторе.
За пару часов до прибытия, на высоте 10 000 метров, на мгновение проснулся интернет. Я увидел смс от Олеси, которая в это же время летела в Стамбул из Вены:
"Рейс перенесли, теперь прилетим в 16.30. Надеюсь".

Это меняло мои планы. Если изначально я хотел передать конверт и с легким сердцем поехать в центр, то теперь было два варианта: или сидеть в аэропорту и ждать Олесю, либо же попытаться увидеть Стамбул.

В Стамбуле я не был ни разу.

Аэрофлотовский "Боинг" приземлился точно по расписанию. Я не спешил на паспортный контроль и вдоволь прогулялся по огромному, относительно новому Istanbul Airport. Третий по площади аэропорт мира и крупнейший аэропорт Европы. 76 квадратных километров и 200 млн годовой пассажиропоток. Это в 4-5 раз больше, чем у крупнейшего в России Шереметьево.

Дорога к паспортному контролю заняла минут двадцать быстрым шагом. С учетом того, что Istanbul Airport пересадочный хаб во все стороны мира, время здесь надо рассчитывать очень четко. Может, поэтому часы в холлах именно такого размера:
Istanbul Airport
В очереди к паспортистам слышалась самая разная речь: английская, французская, турецкая, русская. Одетые по-разному люди сейчас были не гражданами разных стран, а довольно сплоченной субкультурой пассажиров, с общей целью – поскорее получить штамп от местного офицера и мчать в Стамбул, навстречу мечетям, замкам, набережным, кофейням.

Поймал себя на мысли, что здорово соскучился по этому мультикултьтурному общению. Вспомнил Малайзию в 2017-м, где со мной в английской школе были японцы, корейцы, бразильцы, французы, китайцы, сирийцы. С каким интересом мы узнавали менталитет разных стран, встречаясь в общей аудитории пять дней в неделю. Об этом в моем блоге есть, кстати, отдельная история.

Подошла, наконец, моя очередь.

-- Purpose of your visit?
-- Business-trip
-- Welcome to Turkey

x x x

В предвкушении скорого знакомства со Стамбулом я ускорил шаг в сторону выхода из аэропорта, и вовремя вспомнил, что выхожу без денег. То есть с долларами. Но на них не купишь билет в метро.

В ближайшем обменнике курс не шокировал: на 100 долларов можно было получить почти 3000 лир. Я решил поменять как раз сотню, а остальные при необходимости в центре города.

Я вытащил из портмоне купюру, которая до сих пор со мной как сувенир, и протянул сотруднику exchange center:
Загорелый турок в зеленом поло посмотрел мне в глаза решительно и одновременно с сожалением:

– Exuse me, sire. This banknote is not accepted.
– В смысле? - обалдел я, разыскивая в рюкзаке чек из банка.
А на английском сказал:
– what is the reason for the failure? It`s true dollars, from the Raiffeisen

Турок в зеленом поло погасил жестом мой порыв и призвал на помощь сотрудницу в таком же зеленом поло. Возможно, начальницу. Она надела очки и посмотрела на меня.
Затем повторила все то же, что сказал ее коллега и поведала, что уже месяц как Турция не принимает доллары "старой формации".

Я приглядется к купюре. 2006 год. По сравнению с отцом-основателем на фото – просто ясельная группа. Что за несуразица.

Сотрудница тем временем мне показала "правильные" доллары: цветастые, с более сложным водяным знаком.

– Where are you from? - поинтересовалась турчанка.
– Moscow

Она с участием покачала головой и рассказала, что много туристов из России привозят старые доллары. Но их запрещено принимать, так как контрафакт в последнее время зашкаливает.

– May be you have Visa/Mastercard or cash? We can exchange rubles for lira

Я не имел ни того, ни другого. Стоя у обменного пункта, я костерил про себя банк, не предупредивший о таких особенностях и себя, что не захватил наличные. Но кто бы подумал, что самую стабильную мировую валюту могут не принять в обменнике?

По инерции я прошел еще три обменника в аэропорту, но везде получил отказ. Где-то просто отказ, где-то коктейль из отказа с сочувствием. Во втором случае парень мне посоветовал добраться до государственного банка, Мол, там не имеют право не принять баксы, хотя курс будет не самый "жирный".

Но до этого госбанка еще нужно было добраться. Istambul Airport находится в 35 километрах от города. Подойдет и метро, но и оно не бесплатное. Я стоял в центре зала крупнейшего аэропорта Европы и испытывал отчаяние.

Прилететь в Стамбул и не увидеть его. Вспомнился "Терминал" с Томом Хэнксом. Все же смотрели? Если вдруг нет, этот фильм запоминается на всю жизнь. И, как в моем случае, флешбеки настигают спустя много лет после просмотра.

Я прислонился к обменнику, скрестил на груди руки и уставился в огромное окно, где заруливал на посадку лайнер British Airways. Видно было, как люди у гейта стали выстраиваться у стойки.

Половина первого. Через четыре часа мне надо возвращаться к стойкам регистрации, возможно, к этому же гейту и держать обратный путь в заснеженную Москву, в обжитый человейник.

x x x

– Девчонки, сколько нам нужно денег? - услышал за спиной знакомый язык
– Не знаю, поменяй 500 баксов. Только попроси чек обязательно
– А как чек по-английски?

Мне хватило пяти секунд, чтобы состряпать план спасения.
– Привет, мы с вами не на одном самолете летели?

Девушки присмотрелись ко мне:
– Ну.. может быть

Одна из них, с длинной черной косой и смешливыми карими глазами, показала на меня:
– Это же вы в бизнес-классе летели? У окна?
– Ну да, летел

Я рассказал кратко историю, что здесь одним днем в командировке, планировал выбраться в город хотя бы на пару часов, но.. денег нет.

– Всё потратили на бизнес-класс? – засмеялась кареглазая. Ее звали Аня.
– Да практически, – вздохнул я, и показал содержимое карманов.
– Ну.. на 500 долларов можно многое успеть сделать

Я понимал, что эти туристки мой единственный шанс, с учетом тающего времени.
– Вы из России? - уточнил я, поскольку русский язык не давал 100% гарантии в этом вопросе.
– Даа, из Казани, - ответила Аня. - Вы могли бы попросить чек у девушки? Она не понимает наш английский.

Я перевел просьбу Ани. Она положила чек в кошелек, в котором мелькнули знакомые купюры. Российские.

– Аня, – сказал я торжественно, будто собираясь сделать предложение, - Вы можете продать мне немного рублей? Их тут меняют на местные
– Поменять на ваши доллары? - в сомнении спросила вторая подруга, - А если нам их нигде не обменяют
– Да нет, конечно. Я переведу рубли со своей карты на вашу рублевую.
– Хорошо, - ответила Аня. Она стала считать свободный кэш. Могу дать 7000 р

Жизнь снова заиграла яркими красками. Да, эти 7000 мне поменяли на лиры, украв примерно тысячи две, но на поездку до города и кофе - как минимум - уже хватит.

– Ладно, нам пора на пересадку, - попрощались девушки, - Мы дальше на Крит. Удачного Стамбула!

– Подожди, - остановил я свою спасительницу. В переднем кармане рюкзака все еще лежала "Аленка", пусть и предназначенная для другой встречи, и совсем не для Ани. – Вприкуску с критским кофе. Он там хороший.

Мы переглянулись еще раз, и каждый отправился своей дорогой. Я – на поиски метро.
Добраться из нового аэропорта до центра можно на метро, автобусе или такси. С учетом лимита времени и серьезных стамбульских пробок два последних варианта отпали автоматически.

Схема метро выглядела дружелюбно, как будто мне нужно от Тушинской добраться до Новокузнецкой. Знакомые цвета и геометрия веток. Но аналогия была обманчива. Время до пересечения с зеленой веткой составляло 50 минут.

В дальнейшем повествовании нужно включать хронометраж.

13:00
Я в метро, ехать до центра где-то час-пятнадцать. В начале третьего буду на месте, полтора часа погулять (ох, всего полтора часа!) и в обратный путь. К 17 надо быть край в аэропорту, чтобы успеть встретиться с Олесей и бежать на регистрацию обратного рейса.

Платформа с дополнительными дверьми перед поездом мне напомнила Питер. А атмосфера внутри вагона, судя по количеству южных лиц, меня вообще не удивила. Не в обиду гостям Москвы, я как будто оказался где-то в районе Тёплого стана или Кузьминок. Впрочем, местные жители составляли примерно 80% от пассажиров, среди оставшихся угадывались немцы, французы, китайцы и туристы других стран.

Все пятьдесят минут до пересадочной станции я прикидывал, сколько времени мне остается посмотреть город. Мысленно подгонял метро, но пролеты между станциями были просто гигантсткими.

14:00
Наконец, я доехал до пересадки. Станция Гайретеппе. Дальше еще одно испытание – наземный переход между сиреневой и зеленой веткой. Я уже понимал, что чемодан мне не понадобится в этой поездке, но и бросить друга на чужбине я не мог. Хотя друг этот повидал всякое и предательская мысль отправить его в утиль уже посещала. Но нет, надо тащить бойца за собой.

Десять минут практически галопом стоило мне добраться до вожделенной зеленой ветки. Я выждал очередь к турникету, приложил пластик, но экран тут же показал мне "фак" в виде красного кирпича. Эррор. И дальше что-то на турецком. Ну твою же дивизию...

Я приложил проездной еще раза три, каждый раз все с большим отчаянием. Сзади уже скопились люди, пришлось отойти обдумать план.

– Have any problem?
Обернувшись и подняв голову одновременно, я увидел за собой огромного темнокожего парня, с не менее внушительным чемоданом.

– I can help you, - и он тут же протянул мне свою карту

"Где подвох?" - подумал я про себя, используя в голове немного другую словесную конструкцию.
– Are you ready? - удивленно переспросил он меня и уже двинулся дальше, к турникету.
– Thank you, pal, - поблагодарил я внезапного спасителя. Его звали Амид. "Фром Алжирия".

Амид быстро шел к перрону, мол, поезд вот-вот приедет. В вагоне он пояснил, что в Стамбуле очень запутанное метро, а еще на пересадках надо снова оплачивать проезд. И не всегда это можно сделать той картой, которую купил на другой станции.

Багаж Амида был хоть и огромный, но весьма потрепанный. Такой примерно я выкинул два чемодана тому назад.

– Что ты там возишь? - зачем-то спросил я привычным, довольно громким голосом. Пассажиры с интересом посмотрели на нас обоих.

– Я тебе потом расскажу, - засмущался Амид. И через минуту хлопнул меня по плечу.

– Look, - сказал он, и отвернул пальто таким образом, что я увидел внутренний карман. Там была набитая пачка купюр по 50 и 100 евро.

Я показал Амиду большой палец и посмотрел с уважением.
– У меня денег поменьше, - подмигнул я ему и также развернул плащ. Там красовались те самые 500 баксов.

Амид помахал рукой:
– Not accepted here, sir. Not more
– Yes, I know

Мой внезапный попутчик поведал, что уже второй год ездит в Стамбул по работе, занимается "личным бизнесом". Дальше он стал расспрашивать, что я планирую увидеть в городе и сколько у меня здесь дней.

– Лучше спроси, - ответил я, - сколько у меня часов. Через час-полтора надо будет думать уже об обратной дороге.

Амид присвистнул.

– Тогда выходи со мной. Там пересядешь на трамвай и прокатишься в сторону Айя София, погуляешь по площади Гюльхане, увидишь Босфор. И также вернешься на трамвае обратно к метро. Это всё, что ты успеешь.

И мы вышли на станции Vezneciler, не доехав до конечной одну остановку. На всякий случай я сфоткал список станций той самой "туристической" зеленой ветки.

Мы вышли наверх, попрощались, и я - снова через турникет - пошел на трамвайную остановку.
План моего алжирского друга был совсем неплох.

Судя по карте, ехать мне было 3 или 4 остановки на восток, а если чуть отдалить карту, это и есть самый что ни на есть исторический центр огромного города. Со стороны его западной части. Каких-то две недели назад я гулял по мосту между Европой и Западом в Оренбурге, и вот еще один водораздел континента.

Да, мне много что хотелось еще посмотреть в Стамбуле: Золотой Рог, Галатскую башню, Гранд базар, но и сейчас, если повезет, разом увижу Айя Софию (еще Константинопольскую), мечеть Султанахмет, ну и Босфор, конечно же...

На скриншоте слева видна остановка метро - Везнеджилер - откуда я вышел и куда, по идее, должен вернуться. А также дорога на юг, по которой меня провел Амид до трамвайной остановки "Лалели - Университет". И отмечена красным цель.
Вот только... трамваев не было. Пока мы переходили дорогу к остановке, один за другим ушли три вагона. Следующего я ждал минут десять. А на часах была половина третьего.

Я рассматривал старинные стамбульские дома, спешащих людей: веселых студентов, серьезных мужчин с портфелями, что-то бурно обсуждающих между собой стариков. В воздухе витал аромат каких-то южных деревьев. Что-то как давным-давно на Кипре. Такой сладковатый вкус.. Неужели здесь тоже растут рожковые деревья?

Обернувшись, я увидел по ту сторону дороги киоск, возле которого стоял смуглый бородатый турок в белом фартуке и жарил каштаны.

Точно! Как я мог перепутать этот запах с чем-то еще.
Вместе с этим ароматом я осознал что-то необычное в своей размеренной жизни. Была типичная среда. Три пополудни. В это время в офисе наступает послеобеденное затишье. Я смотрю письма, прилетевшие до полудня, и если нет очень срочных, начинаю неравную борьбу со сном. Борьба будет длиться до четырех часов, организм взбодрится на регулярном созвоне с подрядчиком. Ну или сделает вид, что взбодрится.

Сколько прошло таких офисных бесцветных дней? Хорошо, если в деталях вспомнится несколько.

А вот эта среда запомнится надолго.
Третий час дня, я в центре Стамбула, и очень хочу увидеть Босфор.
А трамвая все нет.

Наконец, вдали виднеется "змея", и пассажиры готовятся на посадку. Но из трамвая выходят от силы десять человек - он забит битком. И еще двадцать с нашей остановки берут вагон штурмом. В основном, студенты.

Так случилось и со вторым трамваем. А студенты все прибывали. Видимо, закончилась учеба. Куда уж мне было с чемоданом...

Тут я осознал, что следующий трамвай ждать бесполезно и надо куда-то идти, что-то смотреть. Взглянув на карту, я увидел ближайшую достопримечательность в пешей доступности. Это был берег Босфора. Не тот, парадный, возле тоннеля "Евразия", а самый ближайший. Строго на юг.

– Эй друг, каштаны хочешь? - спросил меня на русско-армянском тот самый бородатый "турок", - Давай брат, на ход ноги!..

На ход ноги – это то, что мне и было нужно. Тем более, в боях добытые лиры нужно было куда-то тратить. Очевидно, новые джинсы и рубашку сегодня не купить. Успеть бы увидеть Босфор.

По вкусу каштаны мне напомнили слегка недопечённую картошку. Точь-в-точь, как получилась у меня в прошлые выходные. Теперь-то буду знать, как выкручиваться перед гостями – "картофель со вкусом жареных каштанов".

Слегка подкрепившись, я перешел через улицу Тюркели. Слева и справа проносились велокурьеры, продавцы многочисленных лавочек неспешно потягивали кофе, местные дамы закупали ткани и бижутерию.

И чем дальше я спускался, тем больше о себе давали знать мозоли от свежих туфель, которые я надел ради деловой встречи. Я надеялся, что передвижения будут минимальны: от одной достопримечательности к другой, без спешки, с дегустацией местных напитков.

Но теперь, когда Босфор все не появлялся, а район все меньше походил на туристический, я прибавлял шаг в надежде выйти хоть на какой-то фотопростор. В отсутствии сюжетов я сделал несколько снимков по пути и заодно посмотрел на часы.
15:00
И вот тут я осознал, что счет моей культурной прогулке пошел не на часы, а на минуты. До аэропорта ехать часа полтора, а в 5 вечера начнется регистрация. И где-то в районе пяти вечера мне еще нужно провести встречу, ради которой, собственно, я был отправлен сюда из Москвы, а Олеся из Швейцарии.

Где же этот Босфор? Яндекс.карты, которые неплохо работают и в Стамбуле, показывали – 10 минут до набережной. И только сейчас, увеличив карту до нужного масштаба, увидел, что между мной и проливом протянулась железная дорога.
Всё это время я быстро спускался по булыжникам, между лавок и небольших гостиниц, ловя на себе взгляды местных завсегдатаев. В плаще и с чемоданом, надо думать, я выглядел любопытно. И главное – куда несется этот турист, с такой целеустремленностью в глазах, если впереди "железка" и рыбацкий рынок?

Я сбавил темп и осмотрелся. Старинный дом темно-желтой окраски напомнил питерскую архитектуру. Вот бы добраться до улиц Стамбула, где такие дома - самые невзрачные. И ведь такие есть. Но все, что мне сейчас остается, идти дальше, чтобы увидеть залив хотя бы через решетку, что отделяет эту улочку от железной дороги.

Дальше по карте было метро Кумкапы. Не моя ветка, но уже не до выбора. Решено, дойду вдоль железки до нее и обратно, ни солоно хлебавши в аэропорт. А если включить голову, то в аэропорт надо ехать прямо сейчас.

Свернув к метро я уже нащупал в кармане метро-карту и шел в поисках турникетов, но внезапно увидел тоннель. Он вел под железную дорогу.

Я посмотрел на часы. Очень рискую. Но если есть свет в конце тоннеля – надо идти.

Наконец, я пересек "железку", и между мной и Босфором осталась только шумная автострада полос в 6-8. Местное третье кольцо, подумал в тот момент. Промзона и мост над ней.

Естественно, я пошел вверх, по ступеням моста, таща за собой чемодан. Добрался до середины и сделал фото этой "промзоны".

Изучая потом в самолете свои похождения, я понял, что стоял над Кеннеди Авеню, которая переходит в знаменитый тоннель "Евразия". И на фото он так же виден.
А чуть левее виднеются минареты Султанахмет.
Я был так близко к легендам Стамбула.
Ну и вот же он прямо - Босфор! Впадающий в Мраморное море по правую руку.

Я оперся о перила моста и, прищурив глаза, старался рассмотреть самые дальние берега. Как бы я хотел остаться здесь еще на вечер. Я обязательно вернусь в этот город, и обязательно в солнечную погоду.

Константинополь. Основан в 7 веке до нашей эры. За семь столетий до Р.Х., за тысячу лет до того, как столицу Римской империи перенесли вот на эти берега Мраморного моря. За две тысячи лет до Куликовской битвы, которую мы-то считаем седой древностью.

Мне надо было бежать в метро, но я стоял и читал про историю рыбацкого рынка, который здесь уже сотни лет. Я еще раз взглянул на железную дорогу. Оказывается, еще каких-то 50 лет назад по ней ходил знаменитый "Восточный экспресс" - из Парижа до Константинополя. В этом поезде путешествовали Франц Иосиф, Елизавета II, Агата Кристи.

Я еще раз посмотрел вокруг на 360 градусов и вздохнул с улыбкой. Какое нелепое путешествие. И все же того стоило. А теперь времени уже нет от слова совсем.
Сейчас, когда я пишу эти строки,11 вечера, и уже 29 декабря. Я поставил себе задачу сегодня закончить эту историю. В этом году. Иначе я не напишу ее никогда, как и многие другие, которые остались только в планах.

В одной из книг про литературные марафоны я прочитал ценный совет: если поставлена цель написать рассказ на 20 страниц, сначала надо написать эти 20 страниц. А перечитывать, критиковать себя и переделывать – только потом.

Следую мудрому совету, и не только в сочинительстве.
Рискуя не туда пересесть, что было не сложно в навигации стамбульского метро, я не пошел на ближайшую Кумкапы и выдал спринт в километр до Еникап - той самой конечной станции зеленой "туристической" ветки.

Это сложно назвать парадным Стамбулом. Сначала я бежал вдоль трассы, краем глаза заметив указатель на "старый" аэропорт им Ататюрка, который еще пять лет назад был основным. Затем свернул на "дублер" и пошел по тротуару. Типичная заброшенная улочка, если закрыть глаза на остатки оборонительной стены, который страшно предположить сколько лет. Потом снова путь лежал вдоль железной дороги...
А дальше самое интересное. На карте рядом были обозначены две станции с одним названием – Yenikapi. Ошибка могла стоить дорого, я решил уточнить, куда же мне прыгать.

Недалеко у входа в магазин стояли студенты. Они глазели в витрину с прогнозами игр турецкой футбольной лиги. Я успел на бегу расшифровать названия на турецком – Галатасарай, Фенербахче, Трабзонспор...

– Hi! Are you local, guys?
– Hi, not from Stambul, but stay here

Я еще засомневался после этого ответа, но нужно было чье-то авторитетное подтверждение.
– Is it correct way to new Stambul airport? - я показал направо через дорогу
– No! - и далее один из них пояснил, что в аэропорт быстрее с "левой" наземной станции.

Увидев мои сомнения, он решил меня проводить до станции, по пути расспросив, откуда я, слышал ли про Рубин, и видел ли игру Карадениза. Когда он услышал в ответ, что я помню даже гол турка в ворота "Барселоны", студент впал в неописуемый восторг и попросил сделать селфи. Оказывается, он - в Турции - давний поклонник казанского Рубина. Бывает.

Мы тепло попрощались, как раз подходил поезд. Не знаю, какая внутри сработала аварийная система, но перед посадкой я переспросил соседнего прохожего:

– Это поезд в новый аэропорт Стамбула?
– Это в старый. Новый - туда! - и прохожий махнул рукой в сторону соседней станции

Я не мог гневаться на студента, который уж наверняка не со зла ввел меня в заблуждение. Да и времени на это не было.


16:00

Вскочив в нужную станцию и нужный поезд, я услышал негромкий голос с уже знакомым акцентом:
– Извините, вы в новый аэропорт?

Я утвердительно промычал.

– Мурад, - представился попутчик, с двумя огромными чемоданами вокруг себя

Оказалось, Мурад тоже из Алжира. Везло мне в этот день на североафриканцев. Мурад поведал, что работает учителем физики и здесь был две недели в командировке. И что за две недели так и не научился доверять навигации Стамбула – лучше лишний раз спросить.

Я рассказал, что моя командировка длиной всего в один день, что через час начнется регистрация на обратный рейс, а еще мне нужно провести рабочую встречу.

Глаза Мурада округлились:
– И ты все успеешь?

– Придется, - ответил я с напускной небрежностью, - иначе нет смысла и возвращаться.

Состав прибыл на станцию "Аэропорт Стамбул" в 16:50. Поднявшись наверх, я увидел 4 пропущенных от секретаря Юли. И несколько сообщений такого содержания: "ты где?", "ты успеваешь?", "она прилетела и ждет тебя".

Дальше мы еще минут десять пытались состыковаться с Олесей в огромном стамбульском аэропорту. Потом были пять минут взаимного искреннего счастья, почти как в "Семнадцати мгновениях весны".

Олеся рассказала, что эти бумаги очень важные, дальше она летит с ними в Сингапур. Мне очень хотелось расспросить про жизнь русской в Европе и тд и тп, но регистрация шла уже 30 минут.

Попрощавшись с коллегой, я отошел в сторону и набрал по вотсап Юлю. Она выдохнула, узнав, что встреча состоялась и явно на эмоциях назвала мне сумму сделки, ради которой был устроен этот марш-бросок. Я крякнул и тут же вспомнил "непарадный Стамбул", по которому гулял с этими богатствами.

Возможно, не история д`Артаньяна с подвесками королевы, но что-то сопоставимое.

19:00
Обратный билет в бизнес-классе был уже не у окна. А еще в Эйрбасе, в отличие от Боинга, не было монитора в соседнем кресле. Впрочем, всё это были мелочи. Я с невероятным облегчением стянул с себя новые туфли и переобулся в синие аэрофлотовские тапки.

Для полного счастья не хватало только бокала вина, чтобы немного окутать дымом пережитый стресс и успокоить нахлынувшие от впечатлений эмоции. Проводница с белоснежной улыбкой протянула мне кьянти.

– Простите, забыл наушники в сумке, - сосед у окна попросил выпустить его к проходу.

Выпрямившись, он плечами доставал до багажных полок, а голова с благородной сединой исчезла из виду. Ростом мой сосед был не меньше двух метров.

– Сергей Григорьевич, - представился он.

Мы разговорились. Сосед летел тоже из Швейцарии в Стамбул, тем же рейсом, что Олеся. Только летел не по работе, а встретить в Москве Новый год.

– Пятнадцать лет живу в Европах. Все устроено вроде там. Но как декабрь - тянет домой. Баня с друзьями, родственники в Липецке.

Я мысленно соотнес открыточные города Швейцарии и Липецк. В Швейцарии не бывал, в Липецке – пару раз по работе. Запомнились поля подсолнечника и неплохой караоке. Но в остальном город не самый благоустроенный.

– А вы знаете, – Сергей Григорьевич посмотрел на мой бокал вина, - Жаль, что сегодня выпил таблетки. Так бы с удовольствием поддержал.

Потом он рассказывал, как начинал с мастера цеха на тракторном заводе, затем Москва, потом Штаты и конечная точка – Швейцария.

В детали я тактично не вдавался. Люди позднего СССР в каких точках планеты себя не нашли в последствии.

– Я впервые побывал в Нью-Йорке в 1990-м, с советской еще делегацией от Внешэкономбанка. Как тогда поразила Америка. Энергия, динамика, бум конкуренции. Вся сила мира была в ней

– А сейчас?
– И близко нет. В сентябре бывал спустя много лет. Мигранты, не прибранные улицы..

Я помолчал, подыскивая вопрос.
– Ну не хуже Липецка?

Григорьич улыбнулся.
– Разные весовые категории. А вот какое-нибудь Лугано уже ничем не лучше. Вот чего нет в Липецке для приличного человека? Рестораны на любой вкус. Кухни! Японская, китайская, итальянская, русская понятно.. Гулять в центре можно спокойно всю ночь. В Европе уже не так радостно, что раньше.

Мы пролетали где-то над Минеральными водами. Обаятельная стюардесса в третий раз принесла Кьянти.

– А я вот не пойму, - поинтересовался сосед, - такая крупная компания и не могла вам отель снять в Стамбуле? К чему эта спешка?

– Да я не в обиде. Бизнес-классом сюда и обратно.
– Ну вот не понимаю, - хлопнул себя Сергей Григорьевич по колену, - Это же копейки для таких ребят. Все это вот совковое – в худшем смысле – отношение к трудовому коллективу. Толком и Стамбул не увидели, а важное дело для начальства сделали.

– Вы знаете, – ответил – У меня никогда не было поездки за границу одним днем. С ночевкой было. А вот так... Прям сюжет для истории. Напишу когда-нибудь мемуары.

Григорьич разглядывал тьму в иллюминаторе.
– Где-то над Волгоградом летим, судя по времени. Служил тут. Ох и жара здесь летом..

За Волгоградом стюардесса предприняла очередную попытку подлить мне вина. Я все еще помнил, что завтра рабочий день, хоть и после обеда.

Григорьич подмигнул мне:
– Я бы такой даме не отказывал

Но вина больше не хотелось.
– Вы сейчас что бы выпили, если не режим?

Сергей Григорьевич почесал седую бороду.

– Я бы водочки выпил. Но! Под ваш виноградный спирт куда лучше подойдет какой-нибудь армянский бренди.
– Ну так, выпью за двоих...
– Сделаете одолжение, - кивнул Григорьич, - я читал, когда Леонову врачи запретили спиртное, он стал еще чаще приглашать друзей. И настоятельно просил выпивать при нем. Говорил, получает от этого удовольствие почти как раньше
– Ну вам-то скоро можно, надеюсь?
– На все воля эскулапов.

Ближе к Москве я осилил 150 армянского бренди.

Сосед рассказывал истории из своей длинной и довольно увлекательной жизни.
В 23:40 Airbus 320 плавно приземлился на посадочной полосе Шереметьево.

На паспортном контроле я попрощался с соседом.
– Рекомендую не спешить, - подмигнул Сергей Григорьич, - Через 10 минут у вас пойдет второй командировочный день с выплатой суточных за первый. Поверьте финансисту.

Я сел в такси и помчал на Озерную. Вино, коньяк и накопившаяся усталость окончательно расслабили мысли, но сон не шел.

Что это было?
Это были сутки, каждый час которых оказался содержательным на истории. Новые места и новые люди. Новая, нешаблонная реакция организма на измененные обстоятельства.

1:20

Я вошел в подъезд, вызвал лифт, поднялся на свой этаж. Разулся, прошел в комнату и сел на подоконник. Вспомнил, что 22 часа тому назад из этого же окна сделал фото.

Включил камеру и снял тот же ракурс. Здесь, на Малой Очаковской, жизнь на сутки совсем не поменялась. Разве что, чуть больше выпало снега.
x x x
Утром я проснулся по привычки в семь. Жутко болела голова, ноги налились от усталости, хаотичные мысли молниями пронзали хаос сознания. Видимо, пришло время кортизола и смены настроения с огненно-восхищенного на приземленно-подавленное.

Такое бывает после отпуска, перед первым днем работы.

Попытался снова уснуть, пропикало уведомление. Это outlook собрал в одно сообщение две срочные служебки, один приказ и договор, которые сегодня кровь из носу надо закрыть.

Вместо проектов я пока что закрыл голову подушкой. Как же хотелось обратно в Стамбул, только без головной боли, в ношенных ботинках и с ночёвкой впереди. Чтобы не спеша посмотреть на закат и все-таки выпить турецкого кофе, который не встретился вчера на пути. Вчера или сегодня?.. Я снова повернулся на другой бок.

Что же, пора возвращаться в реальность, но нужно сперва выспаться. Я выключил звук уведомлений, машинально взглянув перед отбоем на экран.

В телеграм упало сообщение от незнакомого абонента:
– Спасибо за Алёнку! Идеально с утренним кофе

Я улыбнулся и потер больную голову. Спасительница из стамбульского аэропорта нашла меня по номеру в переводе.

Аня прислала фото. В ракурс попали Средиземное море, чашка с кофе, шоколадка и даже загорелая коленка.

– Расскажешь, как там Стамбул? - написала она со смайликом.

– В двух словах не расскажешь. Обязательно напишу историю. А лучше прилетай в гости.


x x x
Спонтанным путешествиям посвящается
29.12.2024
Made on
Tilda